![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/frontPhotos/8489/2500.png?1705104275)
Как делать фанатское клубное медиа? Сколько это стоит? В чем кайф? Рассказывают создатели «Локо Подкаст»
Павел Пучков и Вячеслав Опахин работают в больших медиа, но в свободное время делают ультранишевый подкаст про «Локомотив». Зачем? Как все это организовать? Какие сложности будут, если я захочу так же? Где найти свою аудиторию?
Мы с ними все обсудили в этом тексте.
Расскажите о себе
Паша: С 2010-го по 2019-й я работал в спортивной журналистике. Последние полтора года − на «Чемпионате». После этого ушел совсем в другой проект – в Hi-Tech Mail.ru.
Первые полгода после ухода из спортивной журналистики меня вообще тошнило от футбола, я его практически не смотрел. К началу зимы-2020 подумал, что все равно снова начал смотреть футбол. Все равно смотрю матчи «Локомотива». И мне хочется как-то рефлексировать, но без обязательств перед кем-то в плане редактуры, графика и дедлайнов.
Так появилась идея «Локо Подкаста», который тогда ни хрена не был «Локо Подкастом».
Слава: Я замглавреда в «Чемпионате». Участвую в запуске проектов и продуктовом развитии, временами занимаюсь другими направлениями – видео, киберспорт. Но все это не очень имеет отношение к подкасту.
За «Локо» болею давно. Не было такого дня, когда я понял: «Все, болею». Как-то из разных деталей все собиралось: Филатов, Семин, Лоськов, Овчинников. Все болели за «Спартак». Даже Паша полдня, как он рассказывал, за «Спартак» болел. А мне вот совсем не хотелось.
«Спартак» – секта? Отвечают игроки, фанаты и журналисты
На трибуну начал ходить тоже довольно давно – я уже и не вспомню первый матч. Но помню, что сходил сначала на «Центр», а потом понял, что за воротами поинтереснее – и с тех пор ходил туда. В этом есть особый кайф: за воротами лучше ощущается русский футбол. А здесь есть хотя бы ощущение духа трибуны.
![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/sections/79227/79227.png?1705104275)
Опахин (слева) и Пучков (справа)
Как вы все придумали?
Паша: Я пришел к Опахину. Тут важно уточнить, что его я знаю с 2012-го, мы вместе работали. Я знал, что он болеет за «Локомотив». Мне кажется, он тогда просто сказал: «Ок». И следующие три недели мы забили на тему. То есть обсудили, что это прикольная идея, и не трогали ее вообще.
Потом вернулись. Долго пытались понять формат, потому что на тот момент подкастов про клубы было очень мало – у нас не было референсов. Короче, начали делать методом проб и ошибок: что не получалось – убирали, что получалось – оставляли.
Первые несколько месяцев у нас даже было другое название – «Вместо гудков». К лету мы поняли, что оно нам не нравится. Оно не нравилось нам, оно не нравилось поисковикам, и мы взяли самое очевидное – «Локо Подкаст».
Мы изначально понимали, что делать это совсем-совсем ради фана – глупо. Мы оба работаем в медиа, и какие-то определенные представления, что можно сделать, чтобы проект залетал, у нас были.
Хотя первые полгода мы делали больше в сторону фана, да. Захотели – записались, не захотели – не записались. Не было никакого внутреннего обязательства по плану выхода. У нас от момента записи выпуска до выхода могло пройти дней пять.
И так было до июля. До этого мы просто угарали, но тогда поняли: просто угарать у нас не хватит терпения. Просмотры росли медленно, мы не очень довольны этим. Так мы поменяли все.
![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/sections/79228/79228.jpg?1705104275)
Встретились, обсудили, изменили название, поменяли акценты по площадкам. Мы сделали главной площадкой ютуб, от которого первые месяцы не было никакой пользы. Придумали под него имиджевые хреновины – типа стабильной заставки.
Мы создали телеграм-канал, инстаграм, блог на Sports.ru. То есть максимально расширили число площадок, где можно было бы распространять выпуск.
Слава: Я недолго думал, когда Паша предложил: ну, че, прикольно, вдруг кому-нибудь станет интересно. Потом мы долго решали, как все это реализовать технически, практически, что будем говорить, план составляли. Такой вот работы было много.
Так как нам это делать в кайф, мы не переживали, что мы не KuJi Podcast. Мы понимали, что с нуля начинали – нам так и было интересно. Что-то построилось.
Я доволен, как все развивается. Нам весело. Нам нравится. Как-то нам написала девушка: она во время матча «Локомотива» думает, что скажут Паша и Слава – вот на этом моменте мы чуть не расплакались.
Короче, приятно, когда люди оценивает твою работу, даже если ты ничего выдающегося не делаешь. А просто разбираешься, что происходит с «Локомотивом», который в этой жизни тоже ничего выдающегося не делает.
Мы просто развлекаемся и переживаем за любимый клуб, который для нас составляет определенную серьезную часть жизни.
Как вы распределяете обязанности? Кто что делает?
Паша: Из основных: я монтирую аудио и заливаю аудиоверсии на площадки. Слава делает файл, который заливается на ютуб.
С комментами разбираемся так: кто первый увидел, тот и ответил. С блогом – 50 на 50. Канал в телеграме – в последние недели его больше ведет Слава. Это не договоренность. Так, видимо, просто получилось, что я ленивое говно. И забываю что-то писать. А он постит что-то регулярно, за что ему огромный респект. Все последние приросты аудитории – исключительно его заслуга.
Короче, я вспоминаю о телеграме стабильно, когда прилетают пуши от постов Славы. И я такой: «***, надо же тоже писать хотя бы раз в день».
![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/sections/79229/79229.jpg?1705104275)
С монтированием выпусков получилось так. Есть два типа выпусков: где нас двое и где есть гости. Где нас двое – самые быстрые. Время на монтаж – это длина выпуска, умноженная где-то на 1.7. Если выпуск идет 20 минут, я его монтирую 35-40 минут.
Если мы говорим про выпуск с гостем, то меньше часа они редко бывают. Очень часто тратится время на выравнивание уровня дорожек. Все гости записываются на разные устройства и по-разному держат диктофоны. У нас как-то гость в момент записи открыл окно. Мы этого не слышали, когда общались, но это было слышно в его аудиодорожке.
А еще у одного гостя диктофон лежал рядом с ноутбуком. В какой-то момент ноутбук нагрелся и включил режим самоохлаждения – и с той минуты выпуска на его дорожке хреначит кулер ноутбука. Это все нужно убирать.
В такие моменты монтаж выпуска затягивается. Условно: монтаж часовой записи может растянуться на три часа или даже больше.
Слава: Я скидываю Паше свою дорожку, он мне возвращает аудио. Я из этого делаю видео – из свободных открытых источников беру фотки и делаю слайд-шоу, которое меняется и относится к тайм-кодам. То есть фото привязаны к тому, о чем мы говорим. Надеюсь, это хоть кто-то заметил.
Видео я закидываю на ютуб. Дальше – анонсы в телеге, в блоге, даже, прости господи, в Дзене. Короче, где только можно.
Опять же: нам просто кайфово этим заниматься. У нас нет мысли, что мы строим медиа. И тем более нет задачи делать что-то быстрее кого-то.
![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/sections/79230/79230.jpg?1705104275)
Пока мы делали подкаст, я осознал, что про «Локомотив» мало что выходит. Есть несколько сайтов, которые делают давно. Есть несколько каналов. И это досадно. Потому что «Локомотив» – клевый клуб. Понятно, что это не народная команда. Но он тоже заслуживает, чтобы о нем много и часто говорили.
Есть надежда, что «Локо Подкаст» какую-то часть этого движа вокруг «Локо» наладит.
Кто помогал при создании?
Паша: Нам дико повезло, что у нас охрененно талантливые друзья. Поэтому какие-то вещи мы получили совершенно бесплатно и быстро.
Например, основной дизайн – это работа знакомой Славы. Они там че-то сидели и придумывали макеты. Я в этом абсолютно тупой и ничего не понимаю. В какой-то момент число вариантов макетов переросло за 10, а я уже после третьего не понимал разницу.
Еще одна наша подруга – мы попросили ее помогать нам с инстаграмом. Мы со Славой временами − два неорганизованных идиота. А тут получилось, что она нам здорово помогла прокачать инстаграм.
Мы всем очень дико благодарны.
Слава: Что касается джингла, его записала наша подруга Ульяна Лукьянченко. В начале у нас была заставка, которую мы собрали из нарезок: там Черданцев орал, когда был чемпионский матч-2018 и еще что-то. Это было кустарно и просто связано с первым названием «Вместо гудков».
Не помню, как родилась идея, что это может быть похоже на объявление по вокзалу. Но, когда эта идея появилась, мы сразу поняли, что у нас есть Ульяна – она поет и вообще очень креативный человек с классным голосом.
Так что все джинглы – ее работа, в том числе на английском под Лигу чемпионов и новогодний. Огромное ей спасибо за помощь, что она записала для нас все безвозмездно. Когда вышел джингл, мне посыпался вал отзывов: какой это классный голос и все такое.
Самый большой провал
Паша: Это был выпуск с пресс-атташе «Локомотива» Кириллом Брейдо. Мы его не выложили. Я и сейчас не какой-то профессионал в обработке звука, но тогда вообще был в этом слаб. Когда мы записывались с Кириллом, он был в беспроводных наушниках. И в момент записи он ходил по квартире – и наушники все улавливали.
Там получился выпуск с хлопаньем двери шкафа и открыванием балконного окна. Это не претензия Кириллу – мы его сами не предупредили, потому что не знали. Когда я послушал запись, то попытался что-то сделать – получилось хреново. И мы решили не выкладывать выпуск. Неудобно перед Кириллом.
Еще были выпуски, где звук не очень. Но таких всего два-три. Мы так и писали: «Сорри, чуваки, в какой-то момент звук может пойти по звезде. Простите нас за это».
Слава: Каждый такой косяк – это тот самый опыт. То есть мы встречаемся с какими-то обстоятельствами, которые не смогли предугадать, спотыкаемся и теперь знаем, что надо, например, элементарно просить гостя, если он где-то далеко, закрыть все окна и убрать шумящие предметы.
Стоп, пацаны, вы на создание подкаста потратили 0 рублей?
Паша: Нет, почему. У нас есть микрофоны, которые мы специально взяли под подкаст. Вроде стоили около трех тысяч. Изначально мы писали на микрофоны в ноутбуках. Они были не то чтобы хреновыми, но далекими от идеала.
Мы купили какие-то совсем базовые микрофоны. Тогда, кстати, обнаружилось: если ты покупаешь технику получше, то тебе нужно контролировать запись. Любые сопения, чавкания, зевки и щелчки тут же попадают на дорожку.
И до мая минимум мы еще тратились на сервер SoundCloud – вроде бы 900 рублей. Потом отказались от него и перевели все на бесплатную площадку.
Как вы выбираете гостей? Когда придет Леван?
Паша: Все гости, которые у нас были, это наши друзья и знакомые. Был только Марат Фаттахов (бывший коммерческий директор «Локомотива»), которого мы не знали до записи.
![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/sections/79231/79231.jpg?1705104275)
Слава: Таш Саркисян приходил к нам и бомбил от того, что происходит в клубе. Но мы его звали не только потому, что это известный человек. Мысль была в другом: человек своим именем может повыше поднять вопросы о ситуации в клубе.
Когда мы позвали Фаттахова, нам просто интересно было пообщаться. Мы даже не думали, что выпуск будет популярным.
Паша: Мы постоянно обсуждаем гостей и часто спорим на тему гостевых выпусков. Я считаю, что их не должно быть много, потому что они превращают формат подкаста в интервью. Слава считает, что гости – это ок, не каждый выпуск, но их можно звать часто.
Если все будет хорошо, то в начале 2021-го должен быть Леван [Горозия – он же L’One]. Слава с ним общался, он не против. Возможно, появится кто-то из бывших игроков, кто хорошо говорит.
Слава: С Леваном мы договорились, да. Судя по твиттеру (а то, что произошло в твиттере, это железно), он готов. Я там предложил ему прийти в подкаст. Он сказал, что после нового года.
Хочется людей, с которыми нам интересно что-то обсудить. Вряд ли это будет гость чисто ради хайпа. Мы всерьез обсуждаем приглашение Ольги Смородской.
Насколько сложно звать людей из самого «Локо»?
Паша: Единственный человек, которого мы позвали из «Локо», − Кирилл Брейдо. Еще был Фаттахов, но он уже уволился на момент записи.
Сейчас мы не очень хотим звать людей из клуба. Во-первых, потому что это согласование. Во-вторых, я не знаю, как много людей слушают выпуски и сколько людей из «Локо» слушали их хотя бы раз. У нас чаще всего такой, осуждающий акцент. Поэтому мы прикидываем, кто может прийти, чтобы было интересно.
Если человек скажет: «Ой, я не могу говорить» − я оставлю это в записи. Например, Фаттахов не мог сказать нам какие-то вещи, потому что за их разглашение на него могли подать в суд. Это я принимаю за мотивацию что-то не говорить.
Иногда нас просят скинуть выпуски на сверку. Но это только если что-то по фактчекингу нужно поправить. Если нас попросят скинуть выпуск и скажут потом: «Ой, я сказал тут, что Кикнадзе плохой, поправьте на «хороший» − в этом случае мы ничего не сделаем.
Какие вообще цели?
Паша: Мне бы хотелось, чтобы в идеале это превратилось в клубное медиа, но не под патронажем клуба. Чтобы это было чем-то узнаваемым в аудитории болельщиков «Локомотива». Чтобы мы давали людям возможность что-то обсуждать, общаться.
Хочется, чтобы это постоянно росло. Сейчас будет зимний перерыв: надо собираться, думать, обзывать друг друга и генерировать новые идеи. Эти полгода мне понравились. Сейчас нужно сделать шаг вперед. Но чтобы мы не обосрались, взяв на себя слишком много.
![](https://165dc6ae-1b27-4856-8ca7-b1edf208847c.selcdn.net/images/original/materials/sections/79232/79232.jpg?1705104275)
Слава: Тут такая история: это очень нишевая штука. Как бы оно ни росло, у него есть свой потолок. Поэтому нам было бы интересно проверить самих себя. Запустить видеоформат, попробовать стримы – то есть поиграться с технической частью.
Плюс сделать аналитические выпуски – это мы тоже обсуждали. Поэтому цель – попробовать новое исполнение и затронуть новые темы.
Вы оба рулите крупными медиа. Тут андер. В чем разница ощущений?
Паша: Это фан. Мы просто сидим и рефлексируем. У каждого человека должно быть хобби. Нужно на что-то отвлекаться от работы.
Это не сравнить с медиа. В медиа у тебя обязательства перед руководством, партнерами, аудиторией. Всегда нужно задумываться. Тут у нас даже нет аудитории – у нас очень приятное комьюнити. Я до сих пор в легком шоке, насколько оно лояльное, это просто офигеть.
Я думал, что к этому моменту появится определенный процент людей, которые будут слушать, чтобы написать, что мы дебилы. Но такие люди появляются один на три-четыре выпуска.
Слава: Разница очень простая. Как и в любом проекте, который делают двое, у тебя меньше возможностей с точки зрения финансов, но бесконечный простор в плане того, что вы делаете.
И у тебя нет какой-то ответственности, у тебя нет KPI. Ты можешь творить любую херню − я не про оскорбления: сделать любую обложку, любое оформление, любую идею. В этом ты абсолютно свободен. И это сильно кайфово.
Где найти подкаст