Pac-Man
киберспорт
Тору Иватани
Поделиться:

Мужик съел кусок пиццы – и придумал пакмана. Игру, которая создавалась для женщин как ответ бездушным стрелялкам

Пакман придумал самоучка, которого озарило: в играх можно не только стрелять во врагов, но и есть

Разработчик пакмана Тору Иватани устроился в компанию Namco без опыта в игровой индустрии. Обычный энтузиаст, который сутками рубился в пинбол и мечтал создать версию для игровых автоматов. «Геймдизайнер – это человек, который думает, как сделать людей счастливыми», – фраза, которую Иватани сказал в одном из первых интервью после взлета пакмана. 

С мыслей о человечности началась разработка. В конце 70-х на игровых автоматах популярны космические сражения, войны и прочее масштабное насилие. Иватани раздражало это однообразие. Альтернатива придумалась, когда он записал в блокнот японский иероглиф «есть».

И однажды Иватани заказал в офисе пиццу, съел кусок и вдруг увидел протагониста игры – кружок с открытым ртом, который постоянно что-то поглощает. Эту историю Иватани постоянно рассказывал – дошло даже до участия в рекламы пиццерии. Но потом признался: у пакмана было еще одно вдохновение – квадратный японский иероглиф «рот», который Иватани слегка округлил. 

Иватани отказался добавлять герою глаза, шляпу или усы – коллеги предлагали разные идеи. Пусть будет вечно голодный желтый шарик по имени Паккуман. Это на японском что-то вроде чавканья, когда человек ест и издает звук «паку-паку-паку». Именно этот зажеванный звук мы слышим в пакмане, когда поглощаем белые точки.

При этом у Паккумана есть характер:

«Он невинный персонаж, которого не научили различать добро и зло. Это маленький ребенок, адаптирующийся к повседневности. Если сказать ему, что оружие зло, то он выхватит у полицейского пистолет и съест его».

А комик Маркус Бригсток так шутил о пакмане:

«Если бы нас воспитывал пакман, то мы бы постоянно бегали по темным коридорам, жевали таблетки и слушали зацикленную электронную музыку».

Фишка игры – призраки. У них своя история, их нельзя убить. И по задумке их цветастость должна нравиться девушкам

Дальше Иватани придумал, как сделать игру захватывающей. Он нарисовал призраков: синего, красного, розового и желтого. Так Иватани пытался угодить женской аудитории яркостью: его расстраивало, что в игровых залах почти нет девушек. 

У призраков тоже есть свой характер, и они атакуют пакмана по-разному. Некоторые сразу на него набрасываются, а другие призраки бродят хаотично. Поэтому бывают ситуации, когда кажется, что они тебя зажимают. Но обычно плотные атаки рассеиваются, если выбраться из ловушки – это задумка Иватани, чтобы игрок слишком часто не расстраивался.

Тамагочи – легенда 90-х. Его от скуки придумала одинокая преподавательница и запустила глобальный спор о восприятии смерти

Иватани говорит, что в игре нет пасхалок и отсылок. Зато есть источники вдохновения для призраков: «Каспер» и японская манга «Ку-Туро». Призраки в пакмане – из японской культуры. Они бродят на планете целую вечность и выглядят не сильно угрожающе. И их нельзя убить в игре – лишь временно обезвредить, если съесть большую таблетку. Эту особенность для пакмана Иватани подсмотрел в американском комиксе «Моряк Попай». Там герой побеждал врага, когда съедал банку шпината.

Правда, в поздних версиях у пакмана появились лазеры, бомбы и другое летальное для призраков оружие. Но это не канон оригинала Иватани.

Пакман – суперзвезда 80-х. Мерч, вечерние шоу и признания в любви от писателей

Первый пакман вышел в 1980-м. Иватани и еще четыре разработчика потратили на разработку полтора года. Игра неплохо зашла в Японии. В нее, как и задумывал Иватани, играли в основном девушки (парни удивлялись, что нет привычно агрессивного геймплея). Но чуть позже пакман безумно взлетел в США, где игра издавалась не с оригинальным названием Puck Man, а как Pac-Man. Издатели боялись ассоциаций со словом «Fuck». 

За полтора года после выхода пакмана Namco продала 350 тысяч игровых автоматов и заработала еще много денег на мерче. Это была первая игра, которая продавала футболки, настольные игры и коробки для завтраков. Пакман быстро стал мировым феноменом: он появлялся на вечерних шоу в США, а английский публицист Мартин Эмис писал, что несколько недель провел в пакмане и не мог думать о чем-то другом.

Первая в мире игровая приставка – забава военного инженера-беженца из нацистской Германии. Черно-белая, без звука, но с 12 играми

Хотя финальной цели и сюжета у игры нет. Нужно просто зачищать лабиринты с едой. Они становятся все сложнее и больше, но в пакмане можно только ставить рекорд по количеству очков. На оригинальном автомате 255 уровней. Если все их пройти, то наберешь 3 333 360 очков. Первым этого добился геймер Билли Митчел.

Разные версии пакмана продолжают выходить все 40 лет с момента выхода. Еще в Японии выходилось несколько мультсериалов об игре. А в 2015-м о пакмане вышел фильм с бюджетом в $88 млн «Пиксели». Но он не стал сенсацией – только 5,5 на «Кинопоиске».

В 2010 Google в честь 30-летия игры предложил поиграть в пакмана на главной странице. В тот день люди по всему миру наиграли суммарно почти пять миллионов часов.

Комментарии (0)
Часто используемые:
Эмоции:
Популярные
Новые
Первые