Все о The Sims – секреты, идеи, пасхалки. Как создатель все придумал после пожара, начал с унитаза и отказался от украинского языка для симсов
Разработчик Sims шел к идее через религиозную школу, симулятор муравейника и пожар в собственном доме
Геймдизайнер Уилл Райт еще в 80-х понял: создавать игры часто интереснее, чем играть самому. Игры тех времен избыточно отсылали к чему-то нереальному и эпическому – в основном к космосу или войне. «И я подумал, что большинство книг и фильмов посвящены реалистичным ситуациям. Почему бы не попробовать с игрой?» – говорит Райт, которого к идее Sims подтолкнули жизненные трагедии.
Когда Райту было девять, от лейкемии умер его отец. Они с матерью переехали, и Райт вынужденно попал в школу с религиозным уклоном. Там он окончательно проникся атеизмом и критикой к системе образования, которую ругал за неумение дать детям шанс на ошибку. Эти взгляды отразились в Sims. Чье самое популярное сравнение – симулятор бога.
В 80-х Райт придумывал симуляторы вертолета, муравейника и других явлений. Студиями все это казалось непродаваемым. Позже Райт углубился в книжку 1969 года – о проектировании зданий. Еще он долго изучал первый на компьютере симулятор жизни. Там очень примитивные правила: есть живые (черные) и мертвые (белые) клетки, а цель – баланс между ними.
Так две идеи слепились в одну – градостроительный симулятор. Строишь больницу – в городе становится больше здоровых людей. Но вместе с этим растет преступность, что приводит к другим проблемам, которые игрок решает постройкой других зданий, дорог и электросетей. Идея опять не нашла финансирования: если игрок торжественно не побеждает, какой смысл ему что-то строить?
Это был еще 1989-й, поэтому у большинства инвесторов были консервативные взгляды на игры. Но однажды Райт встретил бизнесмена Джеффа Брауна. Вместе они осознали: многие люди страдают манией величия. И для них управлять целым городом – мечта. Так появился Sim City. От классической Sims, который выйдет через 11 лет, Sim City отличается упором на жизнь города, а не на потребностях людей и их отношения.
Игра хорошо продалась, а многие дизайнеры и архитекторы говорят, что их профессия началась с залипания в Sim City. Кстати, Райт добавил в игру возможность разрушить город. Когда игроку надоест, он спустит вулканический взрыв, метеоритный дождь и даже летающую тарелку со злыми инопланетянами.
К идее Sims Райт стал подбираться через два года после. Сначала родилась дочка. Жена много рисовала, и Райт часто оставался с ребенком. И вдруг заметил: в доме перебор с хламом, куда его девать, зачем вообще столько игрушек? Потом Райт задумался о кукольном домике в духе Sim City. И даже назвал так новый проект – «Кукольный домик». Но студия отказалась от этого названия: мальчикам не зайдет.
Однажды утром Райт проснулся от запаха дыма. Сам дом еще не горел, но на его район надвигался огонь. Они с женой быстро уехали. Позже вернулись и увидели, что повсюду пепел, мусор и расплавленный металл. Нужно строить дом заново. Так Райт снова задумался, что в доме нужно, а на чем можно сэкономить:
«Я ненавижу ходить по магазинам. А тут пришлось покупать все подряд: посуду, носки, зубную пасту, мебель».
Путь Sims: от симулятора унитаза до пародии на ситкомы и борьбу за показ однополых отношений
Есть легенда: Райт придумал симулятор унитаза со стульчаком, который опускался или поднимался – в зависимости от того, кто им пользовался. Это отчасти так. Унитаз – первый объект, который появился в Sims. Но разработка велась не вокруг него. Райт опирался на книгу о том, как архитектура влияет на счастье человека. И еще всерьез занялся концепцией пирамиды потребностей Маслоу – она легла в основу поведения персонажей (симов) в игре, хотя давно и регулярно критикуется в научном сообществе.
Сам Райт говорит, что Sims – пародия на общество потребления. Очень гиперболизированный ситком:
«Когда вы строите огромный особняк, то тратите много времени на дорогие вещи, которые обещают, что сэкономят вам время. Но ведь оказывается, что все наоборот».
Над первой версией Sims работали больше 50 человек. Среди них очень много женщин. Райт специально не хотел игру с чисто мужским взглядом на мир. Команда год придумывала искусственный интеллект для симсов и ситуации, в которых может оказаться игрок. Контент постоянно добавлялся, но все же у игры есть важные ограничения.
Например, в Sims нет проявлений педофилии и функции убийства одного персонажа другим. Убивает только сам игрок – голодом или в пожаре. Но сим не умирал от старости – это, пожалуй, главная претензия к первой части игры.
Еще издатель EA Games запрещал показывать в игре однополые отношения (и секс в целом – только трясущуюся кровать). Но один из программистов – открытый гей – настаивал на любовном разнообразии в игре. Райт поддержал его, и вместе они продавили идею.
Все окончательно закрепила одна из презентаций игры. Искусственный интеллект сгенерировал свадьбу девушек. Они поцеловались, и люди в зале встретили это с восторгом.
Sims вышла 31 января 2000 год и быстро укоренилась в культуре. Игра продалась в 16 миллионов копий и стала самой продаваемой в мире. Люди вспомнили, как играли в детстве в куклы и солдатиков – только теперь процесс двигался не правилами из головы, а искусственным интеллектом и потребностями самих персонажей.
Истории вокруг Sims: сначала симы говорили на украинском, а вторая часть могла не выйти из-за пожара в студии
У Sims за 21 год вышло четыре части + куча дополнений и всяких модов. Суммарно Sims – самая продаваемая игра в мире. Жизнь в Sims становилась все более детализированной, но суть не меняется – поддерживать уровень счастья вымышленных людей с разными потребностями и жизненными принципами (их, кстати, можно выбирать, как внешность).
Выбор за вами. Стройте карьеру миллионера, домохозяйки или двойного агента в злой корпорации. За четыре части в Sims было все: высадки на другую планету, семья вампиров, мир с магией и иллюзиями (мать Райта была фокусницей), пародия на назойливых вегетарианцев, над головами которых постоянно возникают овощи (пиктограммы показывают тему разговора).
В Sims практически нет сюжетных линий. Их создают сами игроки. Но у самой игры полно классных и удивительных деталей.
❇️ В основном симсы говорят языком жестов и гораздо эмоциональнее, чем в реальности. Потому что в игре используется вымышленный язык симлиш. Он чем-то похож на английский, но на самом деле это придуманная бессмыслица. Лингвист, который его конструировал, вдохновлялся индейским языком навахо, которые использовался в радиопереговорах во время Второй мировой для запутывания японцев.
Изначально симы должны были говорить по-украински (в студии работало много разработчиков из Украины). Но Райт не захотел, чтобы игра ассоциировалась только со славянской эстетикой.
❇️ Китай цензурирует Sims под внутренний рынок. Например, игрок не может сделать сима бандитом. Вместо этого китайские игроки получили карьеру мима.
❇️ В Sims даже есть свое лох-несское чудовище – странное существо из реки Винденбург. О нем почти нет никакой информации (повезет, если вы вообще его увидите), но фанаты строят кучу теорий. Это одна из идей Райта, чтобы игроки сами генерировали контент.
❇️ Во второй части Sims должна была появиться погода. Но опять в жизни Райта случился пожар – студия сгорела со всеми наработками. После него игра разрабатывалась заново почти с нуля, и все новые фишки появились только в третьей части.
❇️ Кстати, третья часть Sims – приквел первой. Заметить это сложно, но об этом говорят NPC. Например, старый ученый Мортимер Гот из первого Sims в третьей части становится ребенком.
❇️ И в Sims можно встретить еще кучу странных вещей. Например, растение с головой коровы. Зачем оно добавлено – неизвестно, но фанаты второй части просили добавлять его и в следующие версии.
❇️ Такая странная фишка: если дать симу три тарелки с жареным сыром, то после он будет думать только о жареном сыре. И забудет про все другие потребности.
❇️ Странный вирус в Sims долго был загадкой среди игроков. Симы внезапно заболевали и умирали. Оказалось, что его источник – морские свинки.
❇️ Главная загадка игры – что случилось с Беллой Гот. Она появилась в первой части, пропала во второй, а в третьей появилась как призрак. Симы читают книгу «Где Белла?» и до сих пор гадают о ее судьбе, как и геймеры. Самая правдоподобная версия – она улетела на другую планету и умерла от старости.